Балтийская труба как катализатор украинско-шведского партнерства

Автор: Якуб ЛОГИНОВ (Реваль—Гдыня)

Представители Украины и Беларуси добиваются присоединения официального Киева и Минска к консультационным процедурам, касающимся Северного газопровода и других инвестиционных проектов России на Балтийском море. Такие предложения прозвучали на международной конференции «Противодействие угрозе безопасности приморских общин со стороны Северного газопровода в контексте интеграции региона Балтики с Украиной и Беларусью», состоявшейся 16—17 октября в курортной местности Реваль—Погожелица, что в Западнопоморском воеводстве Польши. После продолжительной дискуссии представители Украины и Беларуси таки добились включения в резолюцию конференции пункта, фиксирующего эти ожидания. Таким образом, организатор конференции — а им является влиятельная польская Ассоциация морских городов и общин — присоединился к хору балтийских организаций, поддерживающих идею интеграции Украины и Беларуси со структурами Северной Европы.

Нас объединяют общие угрозы

Никто из участников ревальской конференции не скрывал, что приведенные на ней экологические и правовые аргументы являются лишь поводом для того, чтобы заблокировать российско-немецкий газопроводный проект на Балтике. «Наша конференция будет стоить «Газпрому» еще нескольких миллиардов долларов и нескольких месяцев задержки», — шутил депутат городского совета Реваля капитан Вальдемар Яворовский. По его мнению, любой способ хоть как-то помешать «Газпрому» приемлем, и нужно выдвигать различные требования, которые приведут к такому подорожанию проекта, что Россия и Германия сами от него откажутся.

Основанием для проведения конференции в Ревале был отчет Европарламента, принятый по инициативе польского евродепутата от партии «Закон и справедливость» Марцина Либицкого. В этом весьма критическом документе содержатся три требования, от которых зависит, согласится ли ЕС на реализацию инвестиционного балтийского проекта «Газпрома». Европарламент добивается, чтобы была проведена независимая экологическая экспертиза, представлены альтернативные сухопутные маршруты газопровода и про­ведены консультации относительно проекта со всеми балтийскими странами. По мнению участников конференции из Украины и Бе­ларуси — Остапа Казака и Антона Лебедева, такие консультации непременно нужно провести также с властями в Киеве и Минске. И этот вывод записали в окончательной резолюции Ассоциации морских городов и общин.

С того момента, как отчет Марцина Либицкого стал официальным документом ЕС, никто в Германии или Нидерландах не сможет проигнорировать записанные в нем положения. «В том, насколько сильное давление Ев­рокомиссия может оказать на страну ЕС, мы убедились на примере строительства дороги Виа Балтика (Варшава—Хельсинки через Бе­лосток и страны Балтии. — Я.Л.). Хотя польское правительство было настроено провести часть дороги через ценную для природы терри­торию долины реки Роспуда и не обращало вни­мания на протесты экологов, под давлением Еврокомиссии строительство таки пришлось остановить. Мы теперь хотим использовать этот неприятный для нас казус, чтобы создать аналогичное давление на Германию. Тем не менее сначала нужно добиться одного важного изменения — нашим партнером в переговорах должны быть не «Норд Стрим» (компания, которая проектирует и строит одноименный газопровод — «Северный поток»), а Германия и Россия как государст­ва», — сказал на конференции евродепутат Марцин Либицкий.

Так что здесь возникает вопрос — что понимать под термином «балтийские государст­ва». Вроде бы все ясно, но...

«Согласно современным представлениям, границы Балтийского региона совпадают с границами водосборного бассейна этой территории. Такое широкое понимание Балтийского региона распространено прежде всего в Скандинавии. Таким образом балтийские страны — это не только те, что непосредственно граничат с Балтийским морем, а также Украина, Беларусь, Словакия, Чехия и Норвегия. Ведь часть территории этих стран относится к балтийской экосистеме, с которой они соединены реками», — отметил присутствующий на заседании Остап Казак, депутат Львовского областного совета.

Стремление доказать «балтийскость» Ук­раины и Беларуси — небезосновательно. Ведь если принять такое широкое понимание Балтийского региона, России и Германии придется провести дополнительные консультации по поводу северного газопровода также с Киевом и Минском. А это — дополнительные хлопоты для инвестора, подорожание проекта и как минимум полугодичная задержка. «Именно подобного эффекта мы как прибрежные общины хотим достичь, поэтому тре­бования гостей из Украины и Беларуси нужно поддержать», — убеждал присутствующих Тибериуш Наркович, мэр курортного городка Ястарня, что на Гельской косе близ Гдыни.

Несмотря на это, большинство присутствующих на конференции экспертов сомневались в том, что Украину и Беларусь можно считать полноценными странами Балтийского региона. «Другое дело, если бы Украина уже завершила процесс присоединения к Хельсинкской конвенции по Балтике. Тогда балтийский статус был бы юридически подтвержден», — считает польский эксперт.

Здесь стоит напомнить, что 26 февраля 2008 года Львовский областной совет принял официальное обращение к министру иностранных дел и главе Верховной Рады Украины, в котором призывал украинскую власть принять Хельсинкскую конвенцию об охране окружающей природной среды Балтийского моря.

«Известно, что Украина имеет непосредственную связь с районом Балтийского моря. Особенно это касается части Западной Украины, прежде всего Львовской и Волынской областей, расположенных в бассейне рек Сян и Западный Буг. Притоком последней является также река Полтва, протекающая через густонаселенный город Львов, у которого серьезные проблемы с окружающей средой. Очевидно, что присоединение нашего государства к международным экологическим программам позволит органам исполнительной власти и местного самоуправления шире работать над привлечением средств в сферу улучшения окружающей среды.

Учитывая изложенное, мы считаем, что Украина будет иметь значительные преимущества в случае подписания и ратификации Хельсинкской конвенции об охране окружающей природной среды Балтийского моря. А именно: экологические проблемы Львовской и Волынской областей становятся общими проблемами всех стран и организаций — сторон конвенции, в том числе Европейского союза, а не только Украины.

Именно это побуждает нас обратиться к вам с просьбой принять все необходимые меры по присоединению Украины к Хель­синкской конвенции о защите окружающей среды района Балтийского моря», — читаем в обращении галицких депутатов.

В ответ весной этого года МИД провело консультации со Швецией, Финляндией, Литвой, Латвией, Эстонией и секретариатом HELCOM (Хельсинкской комиссии) по поводу возможного присоединения Украины к этой организации. Их вывод однозначен: все государства — участники конвенции одобряют присоединение Украины к HELCOM. Для дальнейших действий в этом направлении нужно лишь утвердить официальную политическую декларацию, которая засвидетельствовала бы такие намерения украинской власти, после чего HELCOM пришлет Киеву официальное приглашение в эту организацию. Следовательно, теперь все ожидают решения природоохранного ведомства и украинского правительства, которые, учитывая политический кризис, возможно, потеряли интерес к этому проекту.

Украина будет оказывать положительное влияние на функционирование HELCOM

На ревальской конференции можно было услышать также о том, что Хельсинкский комитет совсем не реагирует на экологические угрозы, обусловленные планируемым строительством газопровода. «Это доказательство полнейшей недееспособности HELCOM. Такая бездеятельность компрометирует эту организацию», — подчеркнул Здислав Бродецкий, профессор международного права из Гданьска.

«У меня противоположное мнение. Следует, наконец, осознать: Хельсинкский комитет — это также мы сами. Польша самая крупная балтийская страна, но наши делегаты в HELCOM почему-то ведут себя так, будто воп­рос газопровода не существует. А секрета­риат конвенции не имеет права самостоятельно заняться этой темой, пока не поступит соответст­вующее заявление со стороны делегатов хотя бы одной страны-участницы, например Поль­ши. Так что эти обвинения нужно направить ско­рее в сторону Варшавы, чем Хель­синки», — сказал Евгениуш Андрулевич, эксперт Морского рыболовецкого института из Гдыни.

Почему Польша не поднимает вопрос о газопроводе с целью обсуждения в рамках HELCOM? Это удивляет и делегатов Ассоциации морских городов и общин. «Варшава не понимает моря и даже не хочет понять», — такие комментарии представителей морской отрасли в адрес политического центра были наиболее взвешенными. Так что не случайно один из важнейших выводов, записанных в резолюции участники конференции, звучит так: «Требуем от правительства прибегнуть к решительным действиям, которые преследуют цель предотвратить угрозы со стороны Северного газопровода». При этом все присутствующие в Ревале эксперты согласны: не стоит надеяться, что польские делегаты в HELCOM будут активно работать над этим вопросом. «Это теплые должности, и им выгоднее ничего не делать, не светиться», — заявил г-н Андрулевич.

«Это только доказывает необходимость распространить HELCOM на Украину и Беларусь, — убеждал Остап Казак, депутат Львовского областного совета. — Если Украина присоединится к HELCOM, там будут работать в основном специалисты со Львовщины и Волыни. Во Львове уже функционирует центр Балтийского университета, у нас есть ученые, активно работающие в балтийской теме. Эти люди в качестве делегатов в HELCOM наверняка займутся вопросом экологических угроз со стороны Северного газопро­вода. Тем более что Украина намного больше, чем Польша или Литва, заинтересована в том, чтобы эта труба не была построена».

Работа украинских представителей в Хель­синкской комиссии помогла бы также при­обрести крайне необходимый опыт, который можно потом использовать в черноморских организациях. Подобный опыт пригодится при блокировании строительства South Stream, а также для того, чтобы Украина стала настоящим лидером региона Причерно­морья, положительно влияя на его стабильность и экологическую безопасность. А это, напомним, один из приоритетов зарубежной политики Киева, а также козырь, который поможет Украине интегрироваться с Европой.

Используем ли мы балтийский козырь?

После продолжительных споров польские делегаты все же согласились записать в окончательной резолюции о поддержке ожиданий представителей Украины и Беларуси считать эти государства «балтийскими». Од­нозначно против такого решения были представители Гданьска — одного из наиболее пророссийских городов Польши. Это не должно удивлять, поскольку Гданьск рассчитывает на крупные инвестиции российских «Лу­койла» и «Газпрома» в гданьский порт. Так что гданьцы не хотят раздражать великого соседа. «Украина, Беларусь — это что-то далекое и непонятное. Россия — рядом, на другом берегу Балтийского моря. Калининград и Санкт-Петербург — это для Гданьска привлекательные партнеры. Конечно, лучше углублять сотрудничество с ними, чем рисковать обострением отношений с Россией ради вялого союза с Киевом и Минском», — прояс­нил ситуацию один из гданьских делегатов.

Несогласие Гданьска таки преодолели, однако некоторые сомнения остаются. Заинтере­сован ли вообще-то Киев в условиях политического кризиса блокировать строительство North Stream и приобретать опыт, который понадобится для противодействия реализации проекта South Stream? При желании даже нынешнее правительство могло бы завершить процесс присоединения Украины к HELCOM, а уже новая Верховная Рада могла бы ратифицировать эту конвенцию на одном из первых заседаний. Вроде все «за», однако особого энтузиазма не видно. Так что, может, правы гданьцы, когда говорят, что не стоит слишком беспокоиться об интересах Украины в Балтийском регионе в ситуации, когда сам официальный Киев это совсем не волнует?

К счастью, для успешной реализации совместных скандинавско-украинских проектов не всегда нужно участие центральной власти. Хо­тя это необходимо для завершения процесса принятия Хельсинк­ской конвенции, однако дела двигаются в основном благодаря активности органов местного самоуправления и общественности. Стоит отметить, что вместе с приближением срока председательства Швеции в Евро­союзе и круглой годовщины Полтавской битвы (июнь 2009) набирает оборотов сотрудничество по оси Украина (западные области и Полтавщина) — балтийские регионы Польши — Швеция. И неслучайно: ведь тесное сотрудничество с Украиной и в меньшей мере с Беларусью, Молдовой и странами Закавказья — это одна из ключевых тем шведского председательства в ЕС и способ увеличения веса Стокгольма на политической арене Евросоюза.

До июня 2009-го осталось совсем немного времени, и хотя это не очень заметно, но подготовка к «часу Х» проходит очень активно. Похоже, что первые конкретные результаты этих действий сможем увидеть еще до конца текущего года.